суббота, 23 июля 2016 г.

Перелом V-плюсневой кости. Как быстрее встать на ноги? 18 уроков, которые восстановят вас за месяц

Хочу поделиться рекомендациями и ответами на самые частые вопросы по поводу этого
перелома. Так уж случилось, что лодыжку я сломала прямо перед поездкой в Питер. Кость срасталась и заживала уже там, и в одном из своих постов о Питере я обещала рассказать об этом.
Перелом пятой плюсневой - самый частый перелом, который только можно встретить. По крайней мере, так говорит Интернет :) И я могу с этим согласиться, т.к., чтобы получить такой перелом, достаточно просто подвернуть ногу, что согласитесь, случается повсеместно.
Мне не посчастливилось подвернуть ногу, когда я бежала на работу, опаздывала. У меня были очень неудобные босоножки - подошва то и дело скользила между ногой и стелькой. И вот как раз, когда я бегом спускалась по лестнице вниз ко входу в метро, подошва соскользнула
полностью, моя стопа оказалась на асфальте (почти вся), и подвернулась.

Урок номер один: покупайте удобную обувь, которая надежно фиксирует стопу и не скользит. Дороги у нас еще те, не Америка все-таки. И холмы, ямы и выбоины. Поэтому - безопасность на первом месте. Красота - на втором.

Урок номер два: выходите на работу пораньше. Лишние десят минут, которые вы оторвете от сна, обеспечат вас полной работоспособностью на месяц, который в противном случае вы рискуете провести на диване в гипсе.

В тот момент, когда стопа моя подвернулась, я услышала...
Даже точнее будет - прочувствовала, - отчетливый хруст. Как будто изнутри тела. То есть, понятное дело, что кроме меня его не слышал никто :) Стопу пронзила резкая боль, но я продолжала идти, не взирая на нее. Надеялась - вывих. Ступать было достаточно больно. На подходе к работе, я уже практически не могла идти, поэтому попросила мужчину на легковушке медицинской помощи подвезти меня пару кварталов. Он не отказал. Приехав на работу, я обнаружила на постадавшей ноге огромну шишку - это был его величество отек. Меня тут же принудительно отправили в травмпункт, где рентген окончательно определил перелом. Это было для меня неожиданностью, конечно, т.к. я до последнего была почти уверена, что это вывих.

Урок номер три: если вы слышите/чувствуете хруст при подворачивании стопы - 99,9% это перелом.

Урок номер четыре: образовавшийся вокруг поврежденного участка отек означает, что вам нужно отменить все дела и отправиться прямиком в травмпункт на рентген.

После рентгена и утвержденного диагноза мне наложили гипс, вручили костыль, чтобы я могла мало-мальски передвигаться по больнице, пока меня заберут домой. Ходить на одной ноге было довольно-таки сложно и я позвонила товарищу, который сорвался с работы и смог отвезти меня на машине домой.

Ну вот. С этого момента жизнь "останавливается" :)
Зато есть время подумать, сделать паузу, осмотреться, переосмыслить какие-то аспекты своей жизни.

В гипсе я пробыла неделю. Самую первую ночь будет очень больно спать. Беспокоиться не стОит, просто перелом - он болит. Особенно первые два-три дня. Я очень боялась во сне как-то не так повернуть ногу, чтобы не сместилась кость, потому что это самая важная задача при сращивании. Если срастется неправильно - нужно будет ломать заново и сращивать правильно. Иначе полноценно ходить все равно не сможете.

Урок номер пять: боль не означает нарущение фиксации кости. Но пренебрегать этим симптомом не стОит. Нужно в первые дни стараться максимально не допускать появление боли.

Также большим моим опасением было то, что пока я не могу ступать на ногу в гипсе и прыгаю на здоровой, чтобы как-то перемещаться по квартире, моя сломанная нога "разболтается" от прыжков и кость опять же сместится.

Урок номер шесть: нет, перелом не разболтается. Да, даже если гипс сидит не плотно, и стопа в нем немного свободна. Это нужно для того, чтобы не перекрывать кровоток при отеке. Сделан запас, т.к. нога будет постоянно отекать и увеличиваться в размере.

Через неделю я размотала и сняла гипс для того, чтобы посмотреть, как она там вообще поживает. То, что я увидела, неприятно меня удивило. Нога реально опухшая, внизу пошли гематомы. Если спросить врача - он скажет, это "нормально". Мол, так и должно быть. На всяких форумах в Интернете я видела фотки ног один в один с тем что у меня. Но лично для меня такой видон моей ножки был стрёмным. И я решила пойти к травматологу, сделать повторный рентген и посмотреть, как срастается кость.

Урок номер семь: гематома и отек - это следствия гипса. Пугаться не стоит, но и радостного ничего нет.

Урок номер восемь: позаботьтесь о костылях, лучше паре, если хотите выйти за пределы квартиры самостоятельно. Я взяла пару самых простых на ОЛХ за 120 грн. Б/у-шных.

Пока я сидела в очереди к травматологу, так как я люблю поговорить с окружающими, я вовлекла всю очередь в обсуждение моей ситуации. Среди ожидающий был хороший процент бабушек и дедушек, которые за свою жизнь много чего ломали, и нашлась пожилая женщина 70 лет, которая ломала лодыжку, даже обе, так же как и я. Произошло у нее это в 54 года. На мой вопрос о том, "напоминает" ли о себе сейчас ей этот перелом, она ответила нет. А потом рассказала, что практически не носила гипс, а носила лангетку. И что внучка у нее так же ломала лодыжку и тоже гипс даже не накладывала. Срослось все достаточно быстро, без смещения.

Этот факт меня очень порадовал, и лишь больше убедил в моих интуитивных догадках распрощаться с гипсом уже сейчас. Но к травматологу я таки решила попасть.

На приеме у врача я задавала интересующие меня вопросы, уже внутренне приняв решение. От него я услышала, что гипс нужно снимать не раньше чем через 4 недели, а то и вовсе - 5. То есть - через полтора месяца. И после этого потихоньку разрабатывать ногу. Прописал мне еще какие-то противовоспалительные таблетки, на что я тоже закрыла глаза, т.к. воспаление можно спокойно не создавать у себя в организме, грамотно построив рацион. Показала ему повторный рентген, он сказал, что кость срастается, все ок. А через неделю трещина уже "схватилась" и теперь можно не бояться случайно нарушить правильное сращивание. Хотя на снимке я видела расстояние между сращиваемыми косточками так, как будто они отдельно друг от друга, и трещина как была, так и осталась, но на самом деле так оно и будет просматриваться на снимке. Через неделю после перелома рентген не покажет четкого "затягивания" трещины, и будет казаться, что кость осталась сломанной. Но снимок делается лишь для того, чтобы было видно - есть смещение или нет. У меня все было впорядке. Свои ответы я получила и пошла домой.

Урок номер девять: перелом такого рода очень часто спокойно срастается без наложения гипса. Гипс накладывают врачи для перестраховки, чтобы человек неосторожным движением не сместил кость, которая должна срастись.

Урок номер десять: главное, не допускать повторной травмы сломанной кости и освободить ногу от нагрузки, тогда гипс можно не носить.

Урок номер одинадцать: чем дольше носится гипс, тем больше отекает и обрастает гематомами стопа, атрофируются мышцы, и тем дольше ее нужно будет разрабатывать после снятия гипса.

Урок номер двенадцать: нужно минимизировать нагрузку на здоровую ногу, так как на нее теперь приходится "за двоих", т.е. 200% нагрузки, большой риск именно в этот период дать толчок развитию варикоза.

Урок номер тринадцать: чтобы не допускать большого отека и в следствии - передавливания гипсом кровотока, - важно после передвижения - прилечь и держать ногу на возвышении. Т.е. выше уровня сердца, когда вы лежите горизонтально. Старайтесь в положении лежа всегда держать ногу на возвышении. Можно просто положить под нее пару подушек.

Итак, придя домой, я с легкой руки сняла гипс и начала потихоньку разрабатывать ногу. Сначала лежа, просто старалась шевелить ею вперед-назад, влево-вправо. Влево-вправо было особо тяжело и больно. Ориентировалась по боли. Заболело - ослабляю.

Через пару дней я была уже в Питере и там ходила уже просто с замотанным эластичным бинтом.
Через неделю я уже приступала на пятку. Потом на внутреннюю сторону стопы. А потом - полностью на стопу. Все это время ориентировалась по боли. Давала нагрузку ровно такую, чтобы не переходить болевой порог.
Через месяц с момента перелома я уже полноценно ходила как до него.

Итого: от прогнозируемых 1,5 месяца в гипсе + месяц разработки стопы, я уложилась в 1 месяц в целом, чему очень рада. Кость срослась правильно, все полноценно зажило.

Начиная с двух недель, я делала массаж стопы. Растирала мазью, осторожно, но в то же время - интенсивно, чтобы хорошо разогнать кровь и аккуратно удалить гематому.

Урок номер четырнадцать: боль - верный ориентир. Если при нагрузке болит -  дальше нагрузку не даем. Даем ровно столько, сколько стопа может выдержать без боли.

Урок номер пятнадцать: не ленимся делать массаж и растирать стопу. В районе перелома - очень аккуратно.

Урок номер шестнадцать
: во всей этой эпопее главный момент - это дождаться, когда сломанные части кости "схватятся" и их нельзя будет сместить неосторожным движением. Это происходит где-то через неделю после перелома. Чтобы наверняка - через полторы.

Урок номер семнадцать: вопреки распостраненному мнению, что для того, чтобы кость быстрее сраслась, нужно налегать на молочку, а особенно - творог, делать этого не стОит. Молочные продукты закисляют организм, и он в свою очередь, чтобы выровнять кислотно-щелочный баланс, берет кальций из костей, т.е. употребляя молочное, вы истощаете запасы кальция, а не наоборот.  Кальций из молочки не усваивается. Налегайте на щелочные продукты (свежие овощи, лимон, зелень, и т.д. - загуглите таблицу продуктов от щелочных к кислотным), и ешьте кунжут. Это рекордсмен по содержанию кальция в усваиваемой форме.

Урок номер восемнадцать: не полагайтесь на врачей, которые "знают лучше". Имейте свою голову на плечах, и если вам все же пришлось столкнуться с медициной, вникайте во все, что вам прописывают или колят - в итоге окажется, что вам не нужно принимать ничего из этого для того чтобы вылечиться. И что принимая все эти препараты, вы выздоравливаете не благодаря, а вопреки им. При этом лишаясь денег и запаса жизненных сил, которые тратятся на обезвреживания "лекарств". У врачей свой "план продаж". Помните об этом. И не позволяйте зарабатывать за счет своего здоровья. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий